...  А на то, чтобы мы погрузились, хоть на минуту поверили, что «так и было» - направлены усилия всех творцов. Плюс все изобразительные, литературные, театральные, технические (это самый простой путь) приемы и способы воздействия - спецэффекты, долбисераунды, 3D. Но бывает, всё это вроде и применили по полной, а смотришь и не фига не веришь. Представляешь, как снимали, как у актера во время сцены чесался нос, как рядом бежал оператор или летела камера и как изображение потом обрабатывали «на компутере». В театре я тоже перестала верить. И допустить художественную условность становится все труднее, особенно с условными декорациями. «Ты представь, что эти грубо сколоченные доски – это не доски, а обрыв над рекой», как бы говорят создатели спектакля. А я не могу, не могу представить! И все чаще подступает провинциальное ощущение «неудобно за актера», особенно когда он начинает «ломать четвертую стену» и сокращать дистанцию со зрителем. И вот что случилось вчера. Спектакль "Считалка" играют по два за вечер – в семь и потом в девять. К этому жизненному моменту уже не хотелось ничего условного, а тут условным было всё, начиная с гардероба - сцена, зрительный зал, декорации, возраст героев.Ну допустим, говоришь себе в начале… Допустим. Но каким-то образом происходящее в спектакле постепенно, по нарастающей становилось все более реальным, гораздо более реальным, чем моя собственная жизнь сейчас и Москва за окнами. История в спектакле почти документальная, про конкретные события, о которых мы знали только по выпускам новостей. А значит, вообще ничего не знали. И вот сидишь в небольшой комнате, а сама с полным погружением проживаешь все обстоятельства вместе с героями. Спецэффектов никаких, дистанции нет, ни одной из четырех стен тоже. Этот эффект стал для меня полным шоком и кончился истерикой в туалете. Во-первых, я была не готова. Во-вторых, у меня, возможно, что-то сломалось в восприятии, что я «не верю» ни театрам, ни кино и в большинстве попыток что-то донести до меня чувствую фальшь и коммерческую составляющую. (И поэтому почти ничего не смотрю, кроме документалок про жизнь насекомых). Но семь актрис из «Считалки» легко вскрыли эту скорлупку усталого восприятия! И обратились напрямую к тому месту во мне, которому плевать – в театре я это смотрю или в жизни. Вышак в мастерстве – когда не понимаешь, как это сделано. Магия театра, магия искусства, что-то неуловимое, скупо называемое талантом, и тот случай, когда всего этого много. И еще музыка, пение, многоголосье. Ну что я, не знаю, где нахожусь? Про великую актрису Елену Махову Большакова все уши пропищала, Махова и на лекции в «Прямую речь» ходит. Но вы бы знали, как хотелось вынести ее Кнопку из этого театра в безопасное место! Бабушку Нинчи вообще тряпичная кукла изображала, а как хотелось ее накормить и чтобы она не плакала! А сама Нинча! Слова «достоверный образ» тупые и бледные по сравнению с тем, что мы видели. (Наташа Горбас – как? Это ж невозможное что-то). Эх, была бы и у меня такая подруга! Я бы ух! И страшным холодом и угрозой перло от каждой девушки-смерть. Мне казалось, они сейчас стрелять могут начать. Запросто. Вбежать туда - в ситуацию - и всех спасти, вот чего нестерпимо хотелось. Я знаю, как донести смысл, идею, эмоцию. Но как передается и распыляется в зал вещество, из которого состоит воздух грузинской деревни? Точно не с помощью очевидных, известных всем приемов. Я рада, что они есть и не связаны с достижениями научно-технического прогресса. Такие же кирпичные стены, как в Боярских палатах СТД РФ, где играют спектакль - могли быть во времена Гамлета. И арсенал вспомогательных средства (кроме электричества) как будто не сильно обогатился. Тем непонятней и крышесрывающе. Люди! если хОдите в театр (и считаете, что все видели) или наоборот, не ходите никогда – посмотрите спектакль "Считалка" режиссера Жени Беркович. Она обладает тайным знанием. И все актрисы спектакля тоже. Назад

  • Facebook
  • Instagram